Совсем скоро – в конце октября – стартует школьный этап
предметных олимпиад. И готовиться к нему нужно не только ученикам, но и их
наставникам. Еще раз проанализировать ошибки прошлой олимпиады, вспомнить
требования, предъявляемые к олимпиадной работе, послушать выступления
экспертов, наконец, самим побывать в роли своих подопечных и потренироваться в
выполнении заданий – именно этим занимались преподаватели русского языка и
литературы на семинаре, проходившем в минувший вторник в сызранской гимназии.
Методист Ресурсного центра Н.Н. Томбасова напомнила собравшимся
о формате олимпиадных заданий и требованиях, предъявляемых к олимпиадным
работам. К сожалению, значительное количество участников не слишком хорошо знакомо
с ними. Эксперты встречали работы по литературе, выполненные в формате ЕГЭ,
просто неплохие школьные сочинения. Далеко не все участники свободно владеют
терминами и приемами, необходимыми для комплексного анализа текста и написания
творческих работ различных жанров. Понятно, что до призерства в олимпиаде таким
работам было далеко.
Как устранить прошлогодние ошибки и просчеты? Как помочь
ребятам в подготовке к этому сложному, но интересному испытанию?
На эти вопросы постарались ответить в своих выступлениях
учителя русского языка и литературы ГБОУ № 14 А.И. Зимина и ГБОУ гимназия Т.Г. Лимановская. Первая познакомила коллег с
различными схемами комплексного анализа художественного текста, напомнив об
отличительных особенностях эпического, лирического и драматического
произведения. Вторая провела своеобразный тренинг по анализу поэтического
текста. Следует отметить, что многие педагоги блестяще справились с заданиями –
значит, сумеют передать свои знания ученикам.
Остается порекомендовать коллегам при подготовке к
олимпиадам уделять внимание
теоретической базе и
методическому инструментарию, необходимому для анализа текста. Причем
важно не только самим анализировать текст, но и обращаться к работам участников
олимпиад прошлых лет. Важно научить школьников видеть сильные и слабые стороны
этих работ. С этой целью учитель может разработать и предложить готовящимся к
олимпиаде систему вопросов и заданий, помогающих увидеть их достоинства и
недостатки. Тексты следует подбирать так, чтобы методы и приемы их анализа были
разными: каждый текст требует своего подхода. Не забывайте ставить перед детьми
проблемные задачи на каждом занятии, задавать вопросы, требующие неоднозначного
ответа, давать творческие задания.
Подобные задания и рекомендации можно найти на сайте кафедры
филологического образования МИОО, одним из направлений работы которой является
школа юного филолога, специально направленная на подготовку к олимпиадам.
Т. Лимановская, заведующая кафедрой
гуманитарных дисциплин ГБОУ гимназия г. Сызрани
|