Пятница, 19.04.2024, 14:26

Личный сайт учителя русского языка и литературы, заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин ГБОУ гимназия города Сызрани
Лимановской Татьяны Георгиевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 27
Быстрое общение
Главная » Методическая копилка » Уроки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок  русского языка в 8 классе  (программа и УМК В.Бабайцевой).

Автор: Лимановская Т.Г. , ГБОУ Гимназия г.Сызрани

Тема: «Повторим орфографию»

 Методический замысел урока и обоснование его темы:

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, умение заботиться о себе. . 

Занимательные дидактические материалы помогут учителю организовать предметный урок по повторению орфографии как урок здоровья. Это необходимо для воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, для формирования представления о здоровье как ценности, для мотивации на ведение здорового образа жизни.

Урок очень динамичный и плотный, с обилием разнообразных методов и приемов, вызывающих интерес у школьников. Деятельностный подход проявляется в организации работы обучающихся со словарями, в  групповой и индивидуальной работе с карточками, в создании собственных текстов, в том числе и творческого характера.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в новых учебных условиях, обобщения и систематизации знаний, отработки умений и навыков, формирования компетенций.

Форма урока: урок-практикум

Цели и задачи урока:

- Сформировать у учащихся представления о здоровом образе жизни, стойкое неприятие вредных привычек;

- Сформировать собственную активную позицию в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;    

- Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни;

- Систематизировать знания по наиболее трудным ранее изученным орфограммам.

Формы организации учебной деятельности:

- групповая;

- фронтальная

Методы и технологии обучения:

- исследовательских и проблемных заданий;

- самостоятельной работы со словарями;

- здоровьесберегающие технологии.

Оборудование урока:

Мультимедиапректор, орфографический, толковый словари, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года».

План урока.

Учитель: Сегодня мы проведем несколько необычный урок. Его особенность в том, что наши традиционные задачи по повторению изученных орфограмм мы будем  решать в контексте очень актуальной проблемы – проблемы сохранения здоровья человека.

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы.

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Компьютерные игры развивают быстроту реакции, память и внимание, логическое мышление. Также они учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Но при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей и взрослых, могут стать вредными для них. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10–15 минут – и то не каждый день. Для детей в возрасте 7–8 лет ограничение составляет 30–40 минут в день. В 9–11 лет можно находиться за компьютером не более часа-полутора. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира.

2. Словарный диктант «Болезни». Расскажите об одной из них.

Ангина, коклюш, корь, ветрянка, краснуха, свинка, скарлатина, дизентерия, острое респираторное заболевание, анемия, отит, конъюнктивит, тонзиллит.

3. Запишите словосочетания, объясните глагольные суффиксы.

Советоваться  с  врачом,  заведовать  поликлиникой,  осматривать  больного,  оказывать  помощь,  обрадоваться выздоровлению, проповедовать здоровый образ жизни.

4. Проверочный диктант ( Используется метод работы в парах – взаимопроверка. Учитель выступает в роли консультанта). 

Сейчас многие ребята увлекаются сладкими газированными напитками. Вы даже можете назвать некоторые из них. Но знаете ли вы, что домохозяйки считают шипучку отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом и отложениями кальция? А индийские фермеры используют пепси-колу и кока-колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же.

5. Физкультминутка – упражнения для глаз.  

6. Творческое задание.

Напишите антирекламу сладких газированных напитков.

Если ржавые гвозди поместить на несколько часов в колу, а в чайнике с кальциевым наростом на стенках вскипятить лимонад, ржавчина с гвоздей сойдет легко, а налет после первого же кипячения останется  лишь на нагревательном элементе чайника.

6. Вставьте пропущенные буквы, используя этимологический словарь (Индивидуальная работа по карточкам).

К…сель – общеслав. кисати – «киснуть».

В…тчина – искон. ветхий – «старый».

В…тамин – лат. vita – «жизнь».

Кабач…к – от тюрк. кабак – «тыква, кабачок».

К…пуста – от лат. caput – «голова».

7. Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них 1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам).

М…локо,  хлеб,  м…кароны,  каши,  рыба.  сыр,  к…ртофель,  крупы,  сух…  фрукты,  сах…р,  м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл...пиха.

8. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья.

Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, копчен(нн)ый в углях окорок.

Вспомните правило правописания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

9. Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.

10. Пользуясь этимологической справкой, дайте толкование следующих слов: 

ароматерапия, фитотерапия, гирудотерапия, апитерапия, гидротерапия.

Арома (aroma –древнегреч.) – душистое вещество;

Терапия (therapia древнегреч.) – лечение;

Фито (phyton древнегреч.) – растение;

Гирудо (hirudo –лат.) – пиявка;

Апи (apis –лат.) – пчела;

Гидро (hydor –греч.) – вода.

11. Напишите правильно:

зап…вать лекарство – зап..вать куплет; разв…вается болезнь – разв…вается флаг;

посв…тить жизнь медицине – посв…тить фонариком; ож…г руку – ож…г руки;

ч…стота пульса – ч…стота помещений; пос…деть от горя – пос…деть на лужайке;

дозы очень м…лы – приходилось стоять на м…лу; зак…лять организм – нак…лоть дровишки.

Какое правило применяли вы , выполняя данное задание?

12. Комментированное письмо.

Великий физиолог Иван Павлов говорил: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем и проживете столько, сколько жил живописец Тициан» (99 лет). 

13. Пофантазируйте и сочините «вредные» советы на следующие темы: «Как заболеть простудой»,

«Как быстро состариться», «Как стать близоруким».

14. Орфоэпическая минутка.  Расставьте ударение.

Диспансер, запломбировать, коклюш, медикаменты, физиотерапия, тромбообразование, средства, ветеринария, санитария.

15. Минута релаксации. Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи. 

Какое впечатление произвела на вас музыка, пейзажи золотой осени? Почему для здоровья человека так важно общение с природой?

16. Рефлексия.

Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Какие мысли и чувства он пробудил в вас?

Подобные уроки позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни .

Литература

1.                    Брагина С. А. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка в 5–7 классах. Волгоград, 2009.

2.                    Канафиева Г.А. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. МБОУ СОШ № 23, Нижневартовск, 2012

Категория: Уроки | Добавил: Limanovskay (02.12.2012)
Просмотров: 5780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
Социальные сети
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
alekskobelev© 2024